Новости
Архив новостей
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
















<





Ветераны педагогического труда

 

Абусагитова Зайтуна Садыковна

(1943-2002г.г.)
Зайтуна Садыковна родилась 30 ноября 1943 года в деревне Уфа Куларовского сельсовета Вагайского района. После окончания школы в 1959 году поступила в Тобольское культпросветучилище и после окончания его в 1961 году была направлена в село Вагай в Дом культуры, а в 1962 году была направлена в Истяцкую начальную школу учителем начальных классов. В 1964 году поступила в Тобольский государственный пединститут на филологический факультет. В 1968 году после окончания пединститута была назначена завучем Казанской средней школы. А в 1980 году направлена директором в Тукузскую среднюю школу, в которой проработала всю сознательную жизнь. Была заместителем директора, директором школы, учителем русского языка и литературы.
Зайтуна Садыковна была разносторонне и глубоко образованным педагогом, горячо любящим свое дело, отдавшим все свои знания, силу и энергию делу обучения и воспитания молодого поколения. Постоянный поиск эффективных методов и форм обучения русскому языку, желание научить детей-татар свободно владеть и говорить на русском языке помогли ей в росте профессионального мастерства. Проводимые ею уроки в нестандартной форме надолго остались в памяти учащихся. Одной из первых в районе вместе с педколлективом школы Зайтуна Садыковна эффективно реализовала проблему оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Зайтуна Садыковна — учитель высшей квалификационной категории, по итогам аттестации в 1985 году ей было присвоено звание «Учитель-методист», в 1976 году награждена значком «Отличник народного просвещения».
Зайтуна Садыковна Абусагитова была не только прекрасным учителем, но и грамотным, опытным руководителем школы: 18 лет проработала заместителем директора по учебно-воспитательной работе и директором Тукузской средней школы. Школа была одной из лучших в районе.
Она активно занималась общественной работой, активизировала на селе художественную самодеятельность, являлась одной из организаторов фестивалей татарской культуры в Вагайском районе, умела отстаивать свои идеи в районе и в области.
В 1992 году Абусагитовой З.С. было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РФ».
Трагически погибла в 2002 году, похоронена в селе Тукуз Вагайского района.

Бавыкина Мария Ивановна

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
Жизнь — она всегда сплошные траты.
По земле идя одной тропой
Щедрый на любовь живёт богато,
До могилы бедствует другой…
( Т. Кузовлёва)
Бавыкина Мария Ивановна родилась 10 июня 1927 г. в с. Ушаково. В 1941 г. окончила Ашлыкскую 7-летнюю школу. После окончания школы поступила в Тобольское педагогическое училище (1941 — 1944 гг.). В 1944 г. 17 — летней девушкой начала свою трудовую деятельность заведующей начальной школю в д. Татарская Малюгинского с/с. Это были трудные послевоенные годы. Через 2 года перевелась в Ушаковскую 7-летнюю школу учителем начальных классов. С 1953 г. работала старшей пионервожатой, руководила кукольным театром. Выступления театра славились во всём районе, выступал театр даже в г. Тюмени. За время работы пионервожатой Мария Ивановна была награждена:
23 апреля 1975 г. присвоено почётное звание Заслуженного учителя школы РСФСР. В 1978 г. награждена медалью « За трудовую доблесть». Имеет звание «Ветеран труда». Мария Ивановны отличается большой душевной добротой, любовью к детям и уважением к родителям, человек талантливый и жизнелюбивый.
Мария Ивановна делилась своим педагогическим мастерством со своими коллегами, проводила открытые уроки, семинары — практикумы для учителей начальных классов. Она была наставником молодых учителей, руководила практикой студентов, охотно передавала им свой опыт.
В1986 г. Мария Ивановна ушла на заслуженный отдых.
Во многих уголках страны трудятся питомцы Марии Ивановны, вспоминая добрыми словами свою первую учительницу.
Огромным уважением в коллективе школы и на селе пользуется Мария Ивановна. Многие годы, уже находясь на заслуженном отдыхе, Мария Ивановна ведёт музыкальные занятия в детском саду. Дети, внуки тех детей, которых учила Мария Ивановна читать и писать, с таким же трепетом слушают завораживающий голос, восхищённо смотрят на быстро передвигающиеся пальцы по кнопкам дорогого душе баяна, с огромным удовольствием разучивают не стареющие детские песенки, с теплотой идущие от сердца прекрасного человека, которого любят и взрослые и малыши.
Мария Ивановна является почётным жителем с.Ушаково.

БЕЛЬСКАЯ НИНА АВДЕЕВНА

(1924 — 2007)
Бельская Нина Авдеевна родилась 1 декабря 1924 года в городе Тобольске, где закончила среднюю школу.
С 1941 по 1943 годы училась в Омском учительском институте имени Горького на естественно-географическом факультете. После окончания института была направлена на работу учителем биологии в Черноковскую школу Вагайского района.
С 1956 по 1960 годы заочно обучается в Тюменском педагогическом институте на биологическом факультете.
С 1953 по 70 годы работает учителем биологии Кордонской и Вагайской школ.
В 1970 году переехала в город Омск.
По воспоминаниям Чусовитиной Надежды Федоровны, это был добрейший души человек по отношению к учащимся, коллегам, односельчанам. Она была прекрасным учителем биологии, у неё был единственный в районе кабинет, где был систематизирован весь наглядный и практический материал для преподавания биологии и естествознания. Рядом со школой под её руководством был разбит сад, где росли редкие, по тем временам цветы и растения. В 1967 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РСФСР»

ГАЙСИН ИШМУХАМЕТ ХАННАНОВИЧ

Учить — значит воспитывать, формировать Человека, — таков девиз Ишмухамета Ханнановича Гайсина, опытного, интересного, творчески мыслящего учителя, человека высокой культуры общения.
Ишмухамет Ханнанович Гайсин родился 25 октября 1944 года в семье колхозника в деревне Томская Вагайского района. После окончания Ивановской средней школы-интернат в 1962 году поступил в Тобольский педагогический институт, в 1969 закончил его с отличием и в этом же году был назначен директором Осиновской восьмилетней школы, а затем с 1972 по 1975 годы — директор Птицкой восьмилетней школы.
С ноября 1972 года был назначен заведующим районным отделом народного образования, а с августа 1978 года — директором Вагайской средней общеобразовательной школы. Это принципиальный, компетентный, высококвалифицированный, опытный, вдумчивый руководитель. За заслуги в области образования награжден значком «Отличник народного просвещения», орденом «Знак Почета».
В течение ряда лет школа являлась опорной для учреждений образования района, в которой трудились около восьмидесяти процентов педагогов, имеющих звания, награды, квалификационные категории. На базе школы проводились семинары по методической работе, по вопросам управления для молодых руководителей учреждений образования, где Ишмухамет Ханнанович делился опытом работы. Педагоги школы являлись активными участниками всех конкурсов, смотров, проводимых в районе. Под его руководством школа работала в инновационном режиме по преобразованию учебного процесса на основе дифференциации, что давало положительные результаты. Внедрялись передовые педагогические технологии, активные формы обучения и воспитания учащихся.
Много сделано было Ишмухаметом Ханнановичем по укреплению материально — технической базы школы, по её содержанию. Активно сотрудничал с руководителями района, предприятий и организаций, привлекал родителей и учащихся к подготовке школы к новому учебному году.
Гайсин И.Х. пользовался заслуженным авторитетом среди педагогов района, общественности, учительского и ученического коллективов, родителей.
В 2003 году присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Наряду с основной работой достаточно много времени занимался общественной: член президиума райкома профсоюза работников образования и науки; в течение почти двух десятков лет председатель районной организации общества «Знание»; 1972 — 1975 годы — депутат районного и областного совета народных депутатов; в 1988 году был избран делегатом Всесоюзного съезда работников образования.

Желнина Светлана Геннадьевна

Светлана Геннадьевна считает, что главное в учительской профессии — это научить детей любить. Любить жизнь во всех её проявлениях: любить людей, любить землю, на которой живешь, родимый край, Отчизну. Только позитивное чувство любви поможет ребенку выжить в трудной ситуации, окружить его настоящими друзьями, настроить его жизнь на волну созидания… Она уверена, что это не просто слова — «дать путевку в жизнь» — это предназначенье нашей профессии — помочь ребенку найти себя в этой жизни. А умение любить не только поможет, но и окрасит оптимистическими красками его жизненный путь.
Желнина Светлана Геннадьевна родилась 25 июля 1957 года в поселке Надцы Тобольского района Тюменской области. В 1978 году закончила филологический факультет Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева. С 1978 года по настоящее время работает в Шестовской средней общеобразовательной школе учителем русского языка и литературы, организатором внеклассной внешкольной работы, а с 1988 года возглавляет школу. Широкая эрудиция, высокая культура, деловитость, умение видеть перспективу, способность вносить новое, передовое, создавать творческий настрой — отличительные черты Светланы Геннадьевны, как руководителя. Под непосредственным руководством Светланы Геннадьевна в 1994 году было построено здание Шестовской средней школы, в 1996 году — здание школьной столовой, в 2003 году — здание пришкольного интерната. В этом же году проведён капитальный ремонт здания школы, на 90% обновлена материально-техническая база школы. С 1986 года по настоящее время в школе имеется подсобное хозяйство: микроферма, 5 голов свиней; 5 га посевной площади (пшеница, картофель) и пришкольный участок 1,5 га (овощи). Продукция от подсобного хозяйства идёт на удешевление питания школьников.
За время работы в качестве директора школы она сумела добиться определённых успехов: коллектив работает без отсева учащихся, повышается качественная успеваемость, по итогам ЕГЭ учащиеся показывают результаты выше средне районного уровня.
Круг интересов Светланы Геннадьевны многообразен. Интересуется вопросами политики, экономики, разбирается в текущих событиях, вопросах образования, инициирует новые идеи и изменения в сфере образования.
В 1990 году — Светлана Геннадьевна победитель районного конкурса «Учитель года»;
В 2004 году — лауреат районного конкурса «Лидер образования», 2 место;
В 2005 году — участница областного конкурса «Руководитель года»
Светлана Геннадьевна принимает активное участие в общественной жизни Шестовского сельского поселения. В 2006 году школа участвовала в конкурсе образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование».
За результативную работу в 1990 году награждена значком «Отличник народного просвещения», а в 2007 году присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

ЖЕРНАКОВ ФЁДОР АНТОНОВИЧ

(1914 — 1982)
Жернаков Федор Антонович родился 18 марта 1914 г. в деревне Шапошниково Тобольского уезда Тюменской губернии.
Отец: Антон Федорович
Мать: Лепестинья Максимовна
Вырастили сыновей: Прохора, Секлита, Федора и Антона. Жили своим хозяйством, имели землю, выращивали хлеб, держали большое хозяйство, занимались рыболовством, рыбу и хлеб возили на рынок в город Ишим. Сын Федор закончил 7 классов Дубровинской школы, а затем 4-х годичные курсы в городе Тобольске, после окончания начал свою учительскую деятельность в деревне Луговая (Петракова). С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт. Под Ленинградом был тяжело ранен в правую руку и ногу. В госпитале познакомился с Таисией Баляшкиной, которая стала его второй женой. Первая жена Надя умерла от туберкулеза в годы войны. Сын Виктор остался на попечении родственников. После окончания войны Федор Антонович возвращается к педагогической деятельности. Назначен заведующим школы, которая находилась в деревне Красная Гора. После ликвидации школы, переведен на работу учителем начальных классов в Дубровинскую школу, где и проработал до выхода на пенсию.
Фёдор Антонович, был одним из лучших педагогов района, всегда находился в поиске рациональных методов обучения детей. Он мог найти ключик к сердцу каждого ученика. У него не было двоечников. Дети познавали и открывали для себя мир знаний с радостью. Их учитель умел удивить на каждом уроке.
Фёдор Антонович никогда не отказывал в помощи коллегам, всегда был в центре всех дел в школе.
«Мы были последним набором у Федора Антоновича,- говорит фельдшер скорой помощи Шайдурова Татьяна,- И я считаю, что мне очень повезло с первым учителем. Главное, чему он научил — не пасовать перед трудностями и не покоряться обстоятельствам. Он был настоящим Учителем жизни».
По отзывам коллег, учеников, односельчан талантливый учитель, заинтересованный в развитии личности каждого ученика, строгий и требовательный педагог, отзывчивый и понимающий человек.
В 1954 году присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».
Умер в 1982г.

Закиров Закир Фатхутдинович

Как опытный руководитель особое внимание уделял совершенствованию внутришкольного контроля, повышению педагогического мастерства своих коллег.
Родился Закир Фатхудинович 23 января 1939 года в деревне Вершины Вагайского района Тюменской области. Начинал трудовую деятельность учителем начальных классов в Индерской начальной школе, после службы в рядах Советской Армии был направлен в Юрминскую семилетнюю школу учителем математики, где проработал с 1961 по 1966 год, затем один год работал учителем математики Бегитинской восьмилетней школы, в августе 1967 года был назначен заместителем директора Казанской средней (национальной) школы, а после окончания Тобольского пединститута в декабре 1967 года был назначен директором Юрминской восьмилетней школы, где проработал более тридцати лет.
В течение ряда лет школа под его руководством была призвана одной из лучших в районе и области. Неоднократно занимала школа призовые места в смотре-конкурсе по подготовке школ к новому учебному году. Руководимый Закиром Фатхутдиновичем коллектив школы награждался Почетными грамотами за активное участие в смотрах, районных и областных мероприятиях.
На базе школы регулярно проводились районные семинары для учителей, руководителей, заместителей директоров по учебной и внеклассной работе. С целью возрождения родного татарского языка, культуры, истории родного народа неоднократно проводились районные и областные семинары для учителей родного и русского языка национальных школ. Вопросы нравственного воспитания учащихся решались через программу «Мирас» («Наследие») на основе народной педагогики.
Он старался создавать все необходимые условия для успешного обучения детей: совершенствовал материально-техническую базу школы, уделял огромное внимание вопросам питания школьников, проживания в пришкольном интернате.
Закир Фатхутдинович — учитель высшей квалификационной категории, был опытным педагогом-математиком, настоящим мастером своего дела. В разных уголках Тюменской области работают учителями бывшие его ученики. Имеет медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, значком «Отличник просвещения РСФСР». В январе 1999 года присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Закиров вёл большую общественную работу, пользовался заслуженным авторитетом среди жителей района. Он является почетным гражданином Вагайского района. В настоящее время на пенсии, живет в городе Тобольске.

КРАСНОВСКАЯ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА

(1882 — 1965)
Необычайно сложный, яркий, многогранный жизненный и педагогический путь прошла Красновская Александра Александровна. На её долю выпало много испытаний: революция, гражданская война, строительство колхозной жизни, Великая Отечественная война.
Родилась она в г. Тобольске. Окончила Тобольскую Мариинскую школу в 1898г. При Тобольской губернской гимназии выдержала экзамен на звание учителя и начала педагогическую деятельность в Филинской школе грамоты Тобольского уезда. В 1901 году была переведена в Берёзовскую церковно-приходскую школу Дубровинской волости Тобольской губернии, которая в 1918 году стала школой первой ступени, затем начальной опытно — показательной.
После установления Советской власти она приняла активное участие в перестройке жизни и быта крестьян: вместе с учениками организовала сельский культурно — просветительский кружок, принимала участие в выпуске журнала «Мужик», в 1922 году при её активном участии была организована сельскохозяйственная коммуна «Искра», члены которой в 1929 году перешли на устав сельскохозяйственной артели, вступили в колхоз.
В 1939 году односельчане избрали её депутатом Омского областного Совета депутатов трудящихся.
В этом же году Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи в деле школьного обучения и советского воспитания детей в сельских школах, за отличную постановку учебной работы и активное участие в общественной жизни деревни были награждены орденом Ленина три особо отличившихся учителя сельских школ Омской области, среди них — Красновская Александра Александровна. Для получения ордена Александра Александровна была приглашена в Москву.
Когда Красновская возвращалась с орденом из Москвы домой, её встречали на пристани жители не только села, но и ближайших деревень. Как вспоминает её ученица Юшкова Галина: «От пристани до школы вся дорога, по которой должна идти Александра Александровна, была услана ткаными дорожками и усыпана цветами, — так выражали сельчане свою любовь и признательность заслуженной учительнице».
В годы Великой Отечественной войны Александра Александровна продолжала работу в школе. В новогодней газете «Сталинец» за 1942 год Красновская пишет: «Несмотря на преклонный возраст — мне 60 лет, я в грозные дни войны твёрдо решила работать не жалея сил, не покладая рук. Обязуюсь в 1942 году дать стопроцентную успеваемость. А что я дала для фронта? Я передала 2380 рублей облигаций государственного займа, ежемесячно отчисляю двухдневный заработок, на 100 рублей приобрела билетов денежно-вещевой лотереи, при сборе тёплых вещей сдала бойцам десять различных предметов и семь новогодних подарков».
Страницы жизни Александры Александровны — это страницы истории нашего края, нашей родины. Её жизнь — подвиг. Родина высоко оценила её самоотверженный бескорыстный труд, беззаветное служение своему народу, наградив её медалями, двумя орденами Ленина, удостоив почётного звания «Заслуженный учитель РСФСР».

КУЗНЕЦОВА МАТРЕНА ДОРМИДОНТОВНА

(1915 — 1971)
Кузнецова Матрена Дормидонтовна родилась 20 ноября 1915 года в деревне Супра Тобольского уезда Тюменской губернии в крестьянской семье. После окончания 7 классов поступила в Омское педагогическое училище. По окончанию училища работала учителем начальных классов в деревне Экстезерье, а затем почти все годы проработала в Луговской начальной школе. Школа была начальная, 4-х летняя, при ней имелся огород, на котором за лето учительница вместе с детьми выращивала овощи. На пришкольном участке вместе с учениками Матрена Дормитонтовна разбила и сад, где посадили яблони, малину, плодово-ягодные кустарники. В течение зимы продукция со школьного участка использовалась для приготовления горячих обедов для учеников.
Было тогда время военное, трудное. Ученики прибегали в школу босые, с самодельными деревянными чемоданчиками, в которых лежали тетрадки, сшитые из газет — на них писали, а чернилами служил отвар из сосновой коры. Почти все её ученики получили среднее или высшее образование.
Проработала Матрена Дормидонтовна всю жизнь в этой школе.
По отзывам учеников и односельчан, была строгой, требовательной, талантливой рассказчицей, хорошим педагогом.
«С каким желанием бежали мы в школу, — вспоминает Мингалева Екатерина, колхозная пенсионерка, староста деревни Луговая, — небольшую, но такую уютную. Там было очень много цветов, которые так любила моя первая учительница. Там мы набирались знаний по арифметике, чтению и чистописанию. Матрена Дормидонтовна уважала детей, любила их и всегда во всем помогала». Быть учителем дано далеко не каждому, потому что это не только талант, но и великое трудолюбие и самоотверженность, поэтому о настоящих педагогах в народе говорят: «Учитель волею божьей». В этих словах выражается все: признательность за труд, уважение, благодарность и восхищение человеческими возможностями. Именно так вспоминают Матрену Дормидонтовну жители Дубровинского сельсовета.
Нужно сказать, что в деревне сельскую учительницу любили не только дети, но и взрослые. Ее уважали за общительный характер, за то, что не чуралась любой крестьянской работы и всем старалась помочь. К ней шли за советом и стар и мал.
Матрена Дормидонтовна была всегда в курсе всех новинок в педагогике и активно применяла на практике полученные знания. За большие заслуги, инициативу и творчество в развитии образования Кузнецовой Матрене Дормидонтовне присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».

ЛАМИНСКАЯ АНТОНИНА АНДРЕЕВНА

Труд педагога требует от тех, кто себя посвятил ему, гражданской убежденности и ответственности, эрудиции и мастерства. К числу таких мастеров своего дела можно с полным правом отнести Антонину Андреевну Ламинскую.
Родилась она 11 августа 1948 года в селе Явлейка Кузнецкого района Пензенской области. В 1967 году закончила Радищевское педагогическое училище. По распределению приехала в Тюменскую область, первые три года работала учителем географии в Домнинской восьмилетней школе Вагайского района. В 1974 году заочно окончила Тюменский государственный университет. С 1972 года по 2007 год работала в Вагайской средней общеобразовательной школе.
Свою основную задачу, как учитель географии, она видела в формировании географической культуры и географического мышления, в практической направленности преподавания предмета.
Много внимания она уделяла воспитанию высокообразованной культурной личности, способной любить и ценить свой край, рачительно и бережно относиться к своим богатствам. С этой целью ученики под её руководством собирали краеведческий материал, ходили на экскурсии по родному краю, изучали природу родного края.
В течение 15 лет (с 1977 по 1993) работала в должности организатора внеклассной внешкольной работы.
С 1992 по 2007 год — руководитель РМО учителей географии.
Награждена значком «Отличник народного просвещения РСФСР». В 1996 году была победителем районного конкурса «Учитель года». В 1999 году получила звание «Заслуженный учитель России». В 2004 году заняла призовое место в районном конкурсе «На лучший урок, посвященный 60-летию Тюменской области». Была неоднократным победителем школьных конкурсов. Многократно награждена Почётными грамотами областного и районного уровней.

НИКИТИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

Глубокое знание предмета, высокий уровень методической подготовки, творческий поиск, применение новаторских форм и методов обучения, высокая культура ведения урока — таков был стиль работы Никитиной Надежды Александровны. Её всегда отличали прекрасные душевные качества: любовь к детям, своей профессии, честность, принципиальность, готовность всегда прийти на помощь коллегам.
Родилась Надежда Александровна Никитина 3 декабря 1947 года в селе Касьяново Вагайского района.
После окончания Тобольского педагогического училища в 1967 году была направлена в Вагайский район учителем начальных классов Зятьково-Татарской начальной школы, где проработала 6 лет. За это время закончила заочно филологический факультет Тобольского педагогического института. В 1973 году была переведена в Зареченскую школу-интернат учителем русского языка и литературы.
«Назначение учителя русского языка и литературы, — считает Надежда Александровна, — помочь ребенку узнать слово, а через него познать окружающий мир». Через уроки русского языка и литературы она умело формировала у своих питомцев высокие моральные качества, учила трудиться, готовила их к жизни. Многие уроки она проводила в нестандартной форме: уроки-конкурсы, уроки-спектакли, уроки-панорамы, уроки-диспуты и другие.
Для неё каждый ученик — особый драгоценный камень, который может засверкать необыкновенным светом. Надо только построить, чтобы каждый переживал ситуацию успеха. Она считала, что ощущение успешности делает ребенка счастливым, уверенным в себе; «Это я могу! Это у меня получилось!» а после обязательно появится желание учиться ещё лучше, стать внимательнее, ответственнее, добрее. «Ты сегодня молодец!» — эти слова можно было услышать от Надежды Александровны на уроке и на перемене, на соревнованиях и на школьном вечере.
В 1983 году Надежда Александровна была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе данной школы, проработала в этой должности 22 года.
Опытный и достаточно квалифицированный руководитель, владея хорошо развитыми коммуникативными качествами, она способствовала созданию в школе благоприятного психологического микроклимата и комфортных условий для обучения, воспитания и развития школьников.
Успешному решению задач учебно-воспитательного процесса способствовала хорошо отлаженная система повышения квалификации педагогических кадров: квалифицированное руководство методическим советом, высокий уровень методических дней, проводимых в школе, привлечение учителей-наставников к работе в «Школе молодого учителя», строгий контроль за прохождение курсовой переподготовки. В работе Надежды Александровны всегда присутствовал профессионализм, элементы творчества и инициативы. За 38 лет педагогический деятельности Н.А. Никитина сумела реализовать творческий потенциал, внести существенный вклад в дело развития образования. Её труд был отмечен Грамотой Министерства просвещения (1985 г.), награждена знаком «Отличник народного просвещения», удостоена почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации»

НИКОЛАЕВА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА

Настал вот это срок, и мой корабль причалил
К той пристани, что пенсией зовут.
Меня, конечно, опечалило:
Любим и дорог для меня мой труд учителя.
Что дан мне по призванью:
Его я на плечах своих несла
Не ради почестей, высоких званий,
Добром живу, одной лишь памятью детей жива
Учитель — спутник на дороге,
Которой в мире нет конца!
Среди блистательной плеяды вагайцев, вписавших славные страницы в историю своей малой родины, будет значиться и её имя — заслуженного учителя РФ Николаевой Александры Михайловны.
Родилась в деревне Токари Вагайского района в 1941 году. Выросла без родителей в семье бабушки и родной сестры мамы. Из-за поврежденной при родах ноги, больше находилась дома, играла в куклы, училась считать. В первом классе умела считать уже до 1000. Вот начало желания стать математиком. Окончив семилетнюю школу в Птицах, приехала в Вагайскую среднюю школу. После окончания школы Александра Михайловна поступила в Тобольский педагогический институт имени Д.И.Менделеева физико-математический факультет, где проучилась пять лет. В 1963 году начинает работать в Вагайской средней школе. За годы работы было все: слезы, радость, но к школе привыкла сразу.
Бесконечная преданность своей работе, требовательность прежде всего к себе, коллегам, своим подопечным, принципиальность и обязательность отличительные черты её характера.
Профессионал высокого класса, она умела с самого начала урока создать тот особый эмоциональный накал, когда урок становиться школой духовности. Именно на таких уроках, проводимых при «включенном разуме», рождается сплав мысли и чувства. Много прошло выпускников через руки Александры Михайловны. Со многими она до сих пор связь поддерживает, как с родными. Большинство из них связали свою судьбу с математикой.
За свои старания и любовь к своей работе Александра Михайловна в 1978 году была награждена знаком «Отличник просвещения», званием «Заслуженный учитель РСФСР» в 1981 году.
Наряду с основной работой достаточно много времени уделяла и общественной6 председатель школьного профсоюзного комитета в течение многих лет, член президиума райкома профсоюзов, руководитель районного методического объединения учителей математики.
Александра Михайловна никогда не жалела о выбранном занятии: «Жизнь показала, что надо заниматься любимым делом».

Носова Таисья Петровна

Родилась в 1927г. в селе Шестаково Лосевского района Воронежской области. Родители до 1917 крестьянствовали, а в период коллективизации вступили в колхоз. Мать умерла в 1932г.
В 1934 году поступила в Шестаковскую среднюю школу и в 1941 году закончила 7 классов. С мая 1941 по сентябрь 1942г. работала в колхозе, выполняя различные работы. В сентябре 1942 поступила в 8-ой класс. В 1945г. закончила 10 классов и поступила в Воронежский государственный педагогический институт, физико-математический факультет, который закончила в 1949 году. В этом же году по распределению попала в распоряжение Тюменского ОБЛОНО, откуда была направлена на работу в Дубровинскую среднюю школу.
Проработав в качестве учителя математики в школе один год, была переведена на работу в РОНО, где проработала 3 года. После рождения сына (июль 1953) снова работает в Дубровинской школе. С 1957 по 1959 год Таисья Петровна является директором, с 1959 по 1977 год бессменный завуч.
Награды:
Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР и знак «Отличник народного просвещения» — 1959 год.
Почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 августа 1967 год.
«За доблестный труд» в ознаменовании 100-летия со дня рождения В. И. Ленина -1970 год.
Награждена многочисленными Почётными грамотами областного и районного уровней.
Внесена пожизненно в Книгу Почета Вагайского РОНО и РК профсоюза — с1982 года.
Участница областного и Всесоюзного съезда учителей в 1968 году.
С 1977 года какое-то время по состоянию здоровья не работала. В 1982 году ушла на заслуженный отдых, но продолжала принимать активное участие в жизни села и школы. С 1977 года заместитель секретаря парторганизаций при Дубровинской средней школе. Неоднократно избиралась депутатом сельского Совета. Руководитель секции ветеранов партии и комсомола при Совете ветеранов. Таисья Петровна знающий, любящий свое дело математик и в то же время опытнейший организатор учебной работы школы. Умело организовала в школе обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта. В работе каждого учителя она старалась найти что-то хорошее и в то же время тактично указывала на недостатки, помогала их исправить. К ней всегда шли за советом и помощью.
Под руководством Таисьи Петровны многие учителя школы стали мастерами своего дела. Это — Слепцова Е. И., Стрельцова М.С., Слямзина А.А., Плесовских А.А., Шевелёв А.В., Поварнина Г.Д. и многие другие.
Таисья Петровна никогда не останавливалась на достигнутом. Она всегда была в курсе последних новостей и находок в методике. Творческая личность, талантливый математик ,опытный эрудированный завуч она пользовалась заслуженным авторитетом и уважением не только среди учителей, родителей и детей Дубровинской школы, но и в районе .
Своей наставницей Таисью Петровну считает Катаргулова Ф. Н., нынешний завуч школы. « Мне очень повезло,- говорит Фания Нимашевна,- что на моём пути попался такой замечательный человек- Носова Таисья Петровна, моя школьная учительница, мой добрый друг и наставник. Это истинный педагог, идеал, на которого я равняюсь».
Умерла в начале декабря 1995 года. Похоронена на родине в Воронежской области. По воспоминаниям коллег, учеников, односельчан Таисья Петровна была талантливым математиком, строгим педагогом, замечательным человеком.

ПОПОВА КЛАВДИЯ ФЁДОРОВНА

Попова Клавдия Федоровна родилась 20 мая 1922 года в деревне Поварниной Вагайского района, Заслуженный учитель РСФСР, участница Великой Отечественной войны.
Тобольское педагогическое педучилище закончила 21 июня 1941 года. Добровольно пошла на фронт радисткой, демобилизовалась в октябре 1945 года и стала работать завучем в родной Фатеевской семилетней школе Вагайского района. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Учителя вместе со своими учениками помогали колхозу выращивать урожай и убирать его, заготавливать корм для скота и ухаживать за ним.
По семейным обстоятельствам в 1947 году уехала на Дальний Восток. Заочно окончила Благовещенский пединститут, преподавала географию и историю, работала завучем, директором школы в городе Райчихинске. В 1965 году присвоили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
После смерти мужа в 1971 году вернулась в родную деревню Поварнино и снова начала работать в Фатеевской девятилетней школе, преподавала историю и географию. Классы были оборудованы для использования на уроках учебных кинофильмов, диафильмов на изучаемую тему.
Большое внимание уделяли индивидуальной работе с учащимися. В школе не было неуспевающих. Закон о всеобуче выполнялся на 100%.
В 1977 году вышла на пенсию и переехала жить в город Тюмень.Из воспоминаний К.Ф.Поповой, ветерана педагогического труда, Заслуженного учителя школы РСФСР.

СЫРЧИНА ВЕРА ИВАНОВНА

Настоящим наставником может быть только тот учитель, кто по зову сердца, по приказу души, по глубокому призванию стал учителем. Именно таким лидером, учителем, наставником является Сырчина Вера Ивановна, директор Зареченской средней школы.
Сырчина Вера Ивановна родилась 12 мая 1951 года в поселке Первомайском Вагайского района Тюменской области. После окончания Бачелинской средней школы Ярковского района поступила в Тобольский педагогический институт на филологический факультет, который закончила в 1972 году. После окончания была направлена в Птицкую среднюю школу, а в 1973 году переведена в Зареченскую школу-интернат. Вера Ивановна работала не только учителем русского языка и литературы, но и воспитателем 4 класса, в котором было 39 детей. В 1982 году ее воспитанники закончили 10 классов, и все это время она была рядом с ними, заменяя им их родителей. Сумела воспитать ребят ответственными, трудолюбивыми, очень дружными. После реорганизации школы-интерната была назначена заместителем директора по воспитательной работе, а с февраля 1995 года — её директором.
Веру Ивановну отличает активная жизненная позиция, ответственное отношение к делу, профессионализм.
Школа под её руководством — творческая лаборатория для педагогов района. Здесь постоянно проводятся семинары, заседания районных методических объединений, конкурсы, смотры «Учитель года», «Школа года», спортивные мероприятия.
Большую работу проводит Вера Ивановна по улучшению условий работы педагогического коллектива, укреплению материально-технической базы школы и спортивно-оздоровительного оборудования. Особое внимание уделяет психолого-педагогической помощи учащимся в формировании у них адекватной самооценки и умения общаться в процессе их совместной деятельности. В школе создана психологическая служба, действует «Совет профилактики» по работе с трудными детьми и семьями. Активизировала работу детской организации, разработаны программы «Древо жизни», «Знания — сила», «Что? Где? Когда?», в системе проводятся конкурсы «Ученик года», «Лучший класс», осуществляется связь с учреждениями дополнительного образования детей, Домом культуры и библиотекой.
Вера Ивановна является прекрасным руководителем педагогического коллектива. Много сил и энергии отдает развитию школы, которая в настоящее время является одной из лучших школ района. В 2006 году школа приняла участие за Грант президента в рамках национального проекта «Образование». Получили премию губернатора 500 тысяч рублей. С большой загруженностью школьных дел она умело совмещает и общественную деятельность, являясь депутатом районной думы.
Труд Веры Ивановны отмечен высокими наградами «Заслуженный учитель Российской Федерации» (2003 г.), «Отличник народного просвещения» (1997 г.). За этот период работы она награждена «Орденом Трудового Красного Знамени» 3 степени.

ЧУСОВИТИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(1941 -1999 годы)
Николай Васильевич Чусовитин родился 25 марта 1941 года в деревне Ульяновка Вагайского района в семье колхозников. Отец погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны. Трудовой путь Николай Васильевич начал в колхозе им. Семакова Первовагайского сельсовета. После службы в армии в 1963 году поступил в Тобольский пединститут, 1968 году закончил его и работал учителем физики в Вагайской вечерней очно-заочной школе. А с 1972 года был назначен директором сначала Супринской, а затем Вагайской средней школы.
С ноября 1975 по март 1999 года Николай Васильевич работал заведующим отделом народного образования Вагайской районной администрации. Особое внимание уделял укреплению материально-технической базы и строительству образовательных учреждений. По его инициативе за период работы были поострены 6 школ, основных и средних, малокомплектные начальные, детские сады райцентра, спорткомплекс и многие другие объекты учреждений образования.
Как опытный руководитель Николай Васильевич уделял большое внимание работе с педагогическими кадрами, подготовке специалистов для района через целевой набор выпускников, особенно через связь с Тобольским пединститутом, как очной так и заочной учебы, подготовке специалистов физической культуры и спорта.
Грамотно решал расстановку педагогических кадров руководящего состава. Особое значение отводил организации питания и подвоза учащихся, развитию подсобного хозяйства и учебно — опытных участков, спортивно- оздоровительной работе учащихся. Вёл общественную работу, избирался председателем Первовагайского сельсовета, депутатом райсовета народных депутатов, членом коллегии администрации. Сам был отличным спортсменом.
За заслуги в области образования награжден грамотами райисполкома, облоно, Министерства просвещения РСФСР, значком «Отличник народного просвещения». В 1996 году присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Умер в 1999 году.

ЧУСОВИТИНА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

(1918 — 1997)
От молодого учителя — к учителю с большой буквы, талантливому руководителю педагогического коллектива школы, а затем района — таков педагогический путь Чусовитиной Анны Александровны, человека высокой культуры, принципиального, честного, добросовестного, внимательного, чуткого к людям.
Чусовитина Анна Александровна родилась 9 декабря 1918 года в деревне Ульяновка в семье крестьянина-середняка. В 1933 году окончила Черноковскую школу колхозной молодежи и поступила в Тобольский педагогический техникум. После окончания в 1936 году была направлена на работу в Вагайский район, где с 1936 по 40 годы работала учителем математики и физики в Ашлыкской и Куларовской семилетних школах.
После окончания Тобольского учительского института стала работать в Вагайской средней школе вначале учителем математики, затем заместителем директора по учебно-воспитательной работе и директором школы.
В период с 1949 по 1953 год работала заведующей Вагайским РОНО.
Евдокия Никитична Карпова, вспоминая годы работы с Анной Александровной, говорит следующее: «Болея душой за результаты работы каждого учителя, в системе посещала уроки, тактично и с большим знанием дела давала советы для улучшения педагогического мастерства педагогов. Грамотно вела методическую работу в школе, часто давала открытые уроки, постоянно выступала с обзором новинок в педагогике. Она научила нас в совершенства владеть в те годы передовым проблемным методом обучения, научила учить всех и каждого. У Анны Александровны я научилась дару общения с людьми».
За беззаветный творческий труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения и активную общественную деятельность в 1954 году награждена значком «Отличник народного просвещения», а в 1962 году удостоена почетного звания «Заслуженный учитель РСФСР».